Как устроена система отопления?
Автомобиль оснащен двумя радиаторами – основным и отопительным. К последнему подключены входная и выходная трубки, по которым течет антифриз. Циркуляция жидкости обеспечена насосом-помпой.
Отопитель греет салон благодаря продуманному теплообмену. Охлаждающая жидкость, забирая тепло у двигателя, поступает в радиаторы. Вентилятор отопителя продувает воздушный поток через соты радиатора. Теплый воздух попадает в салон автомобиля, а охлажденный антифриз снова уходит в двигатель.
Низкий уровень антифриза
Недостаток охлаждающей жидкости приводит к тому, что в процессе теплообмена участвуют не все соты радиатора. Как следствие, салонный отопитель греет неэффективно. Антифриз уходит из системы из-за:
- негерментичности магистрали, о чем расскажут цветные подтеки на деталях;
- частых «закипаниях» авто и, как следствие, выпариваниях при перегревах;
- неисправности ГБЦ, при которой выхлопные газы имеют белый цвет.
Для устранения проблемы недостаточно просто долить жидкости: это может помочь в качестве крайней или временной меры. Рекомендуется провести диагностику и работать с выявленными дефектами:
- восстановить целостность охлаждающей магистрали (подтянуть хомуты, заменить патрубки);
- заменить прокладку ГБЦ.
Поломка термостата
Термостат выполняет функцию терморегулятора, поддерживая необходимую температуру в системе охлаждения. Последняя состоит из двух контуров: малого и большого. При повышении температуры охлаждающей жидкости термостат открывает клапан, выпуская антифриз в большой круг.
Клапан может заклинить в двух положениях:
- в закрытом состоянии, что грозит перегревом двигателя;
- в открытом состоянии, что определяется по медленному прогреву двигателя и неработающей печке.
О заклинивании сообщит и увеличившийся расход топлива. Диагностировать неисправность можно, опустив термостат в кипяток: если клапан при нагревании и охлаждении открывается и закрывается, то причина, почему не греет печка, кроется в другом. В случае поломки требуется замена детали на новую, так как термостат не подлежит ремонту.
Завоздушенность системы охлаждения
Попеременная подача холодного и горячего, а также только холодного воздуха – это симптомы завоздушивания системы охлаждения. Происходит это в следующих ситуациях:
- попадание воздуха при замене охлаждающей жидкости;
- пробои патрубков;
- отсутствие герметичности прокладки ГБЦ.
В первом случае требуется прокачка системы, во втором поиск и ликвидация пробоя, в третьем – замена прокладки ГБЦ.
Засорение радиатора отопителя
Иногда печка не греет по причине засора радиатора снаружи или изнутри. Внешний засор радиатора печки мусором, листьями и насекомыми происходит из-за загрязненного или отсутствующего салонного фильтра. Внутренний засор трубок магистрали накипью и отложениями возникает из-за использования некачественного антифриза или обычной воды.
В такой ситуации поможет:
- промывка/замена радиатора;
- замена охлаждающей жидкости и промывка всей системы.
Засорение салонного фильтра
Если печка в машине не греет и слабо дует, то проблема может крыться в «обросшем» мусором салонном фильтре, который препятствует свободному прохождению воздуха через печку. Замена фильтра-расходника на новый поможет печке качественно отапливать салон. Заодно рекомендуется продуть воздуховоды, которые тоже могут забиться при отсутствующем фильтре салона.
Неисправность вентилятора
Печка греет воздушный поток, который направляет в нее вентилятор отопителя. Поломок в этом узле может быть несколько:
- загрязнение или повреждение лопастей;
- износ графитовых щеток;
- выход из строя подшипников;
- отказ электромоторчика вентилятора.
Работоспособность печки восстанавливается путем очистки лопаток крыльчатки, замены щеток и подшипников или установки нового мотора.
Неисправность насоса
Помпа, обеспечивающая циркуляцию охлаждающей жидкости по системе, также может выйти из строя. Причиной холодной печки в машине может стать износ крыльчатки – основного элемента насоса. Крыльчатка представляет собой диск с лопастями, приводящий в движение антифриз. Постоянное взаимодействие с охлаждающей жидкостью вызывает износ и разрушение детали, что в итоге замедляет работу насоса.
Устранение проблемы производится путем замены насоса в сборе: зачастую, конструкция помпы не предполагает разбора.
Отказ блока управления печкой
Отопитель не греет и при неисправности блока, с которым связана целая совокупность устройств. Перебои в работе могут встречаться как у самого блока управления, так и в цепи, соединяющей элементы системы. Как распознать поломку:
- неработающая печка;
- подача отопителем либо только холодного, либо переменного воздуха;
- неконтролируемые колебания скорости воздушного потока.
Восстановить корректную работу блока управления поможет только опытный специалист.
Для снижения вероятности поломки отопителя салона рекомендуется соблюдать профилактические меры:
- проверять состояние радиатора и своевременно удалять как внешние загрязнения, так и периодически промывать систему охлаждения;
- заливать только качественный антифриз и ни в коем случае не воду;
- регулярно менять салонный фильтр.
Предупредить поломку действительно проще, чем в разгар зимнего сезона искать причину, почему печка не греет.