Устройство вариатора
Международное наименование вариаторной коробки звучит как CVT (Continuously Variable Transmission). Она отличается от других АКПП тем, что передает усилие двигателя на колеса бесступенчатым методом: переключение скоростей отсутствует как таковое, а передаточное отношение имеет плавное изменение без фиксируемых значений. Передача крутящего момента происходит с сохранением стабильных оборотов.
Понимание механизма работы трансмиссии CVT поможет выбрать правильную методику обслуживания и эксплуатации агрегата.
Конструктивно вариатор – это система из нескольких устройств, о функционировании и взаимодействии которых расскажем далее.
1. Два конических шкива (ведомый и ведущий), соединенные ремнем или цепью, при помощи которых крутящий момент передается с ведущего вала на ведомый. Каждый шкив выполнен из двух дисков (подвижного и неподвижного), а конусы обращены друг к другу вершинами. Подвижные диски могут перемещаться за счет поступления или вывода масла: эти процессы регулируются электроникой. Зазор между конусами меняется, соответственно, ремень может двигаться как по большему, так и по малому радиусу. От разницы радиуса ведомого и ведущего шкива будет зависеть передаточное отношение. Перемещение подвижных дисков должно происходить синхронно, а ремень должен находиться в натянутом состоянии.
2. Механизм заднего хода. Задняя передача представлена планетарным редуктором.
3. Гидроблок или гидравлическая клапанная плита. Промежуточное звено между двигателем и коробкой, распределяющее давление трансмиссионного масла.
4. Гидротрансформатор в роли сцепления, позволяющий автомобилю останавливаться и начинать движение.
5. Радиатор охлаждения для трансмиссионного масла.
6. Электронный блок управления, имеющий связь с датчиками педалей, коробкой и ЭБУ двигателя.
Преимущества и недостатки вариаторной КПП
Плюсы вариатора:
· комфортное передвижение и плавность хода без рывков и толчков;
· быстрый отклик и динамичное ускорение;
· отсутствие падения мощности при разгоне;
· высокий КПД по сравнению с другими коробками (на 5-10% больше, чем у классического автомата), что становится возможным благодаря отсутствию просадок по оборотам;
· экономичный расход топлива, который обеспечивается продуманным распределением нагрузки на двигатель и минимальным механическим сопротивлением;
· отсутствие критических нагрузок на мотор;
· тихая работа агрегата и низкий уровень шума в салоне авто.
Минусы вариаторной коробки:
· агрегат не предназначен для бездорожья, поэтому вариаторами оснащаются преимущественно автомобили для эксплуатации в условиях города;
· однообразное и неощутимое ускорение без рывков, что может стать недостатком для любителей «дать газ в пол»;
· необходимость регулярного техобслуживания коробки для длительной и безотказной эксплуатации;
· чувствительность к перегреву при пробуксовках;
· вероятность преждевременного выхода трансмиссии из строя из-за износа и обрыва ремня.
Правильная эксплуатация
Что еще нужно знать помимо плюсов и минусов вариатора? Настоящий или будущий владелец автомобиля с трансмиссией CVT должен придерживаться перечня рекомендаций по эксплуатации агрегата. Связано это с конструктивными особенностями, требующими внимательного отношения. Поэтому соблюдение следующих правил продлит жизнь коробке CVT.
1. Плавное начало движения. Резкий нажим педали газа приведет к пробуксовке ремня или цепи на шкивах, что вызывает повреждение последних. По той же причине нельзя стартовать в режиме Drive (D) с двух педалей. Это касается и преодоления препятствий – поддать газу и заскочить на бордюр не получится. Справляться с преградами на пути лучше движением по инерции.
2. Запрещена буксировка других транспортных средств. Вытаскивать другую машину, например, из сугроба тоже не стоит.
3. Не допускается перегрев вариатора. Это грозит растяжением ремня, истиранием шкивов и выходом из строя электроники.
4. Пробуксовка на льду и снегу также оказывает колоссальную нагрузку на детали CVT, вызывает проскальзывание ремня и приводит к быстрой поломке агрегата. В принципе коробка вариатор не предназначена для езды по бездорожью и заснеженным дорогам, для этих целей лучше подойдет механика.
5. Не рекомендуется двигаться с коробкой на нейтральной передаче (N). Смысла в этом также нет: конструктивно экономичный вариатор минимально нагружает двигатель, поэтому движение на нейтралке не снизит расход топлива. Тем более не стоит включать коробку в нейтраль на ходу.
6. Перевод коробки в режим паркинга (P) или нейтрали (N) во время длительных остановок свыше одной минуты. Это поможет избавить коробку от дополнительного механического напряжения. Особенно это касается трансмиссий с пробегом от 100 000 км и выше. Новую коробку CVT можно удерживать тормозами на режиме Drive.
7. Своевременное обслуживание. Смена масла в трансмиссии необходима не только из-за естественной потери его свойств при эксплуатации, но и по причине накопления мелкой металлической стружки. Поэтому обычной замены масла в плановом порядке недостаточно: требуется периодическая очистка поддонов, магнитов, клапанов и смена фильтров.
8. Диагностика системы охлаждения. Вариатор, как чувствительный к перегреву агрегат, требует исправной работы системы охлаждения.
Что лучше: вариатор или автомат?
Рассмотрим подробнее, в чем заключаются ключевые отличия вариатора от автомата:
· Автомат более неприхотлив, но конструктивно имеет много элементов, которые могут выйти из строя. Тогда как в вариаторе практически «нечему ломаться», кроме ремня или цепи.
· Автомат имеет четкие передачи, а в вариаторе они отсутствуют. Поэтому вариаторная коробка обеспечивает более плавное движение.
· В АКПП гидротрансформатор передает крутящий момент от двигателя на КПП, а у вариатора усилие от двигателя передается через ремень или цепь.
· CVT имеет более высокий КПД, чем лучше раскрывает потенциал двигателя, а также отличается повышенной топливной экономичностью.
Для того, чтобы выбрать оптимальную трансмиссию, перед покупкой рекомендуем протестировать все возможные варианты и выбрать наиболее комфортную согласно предполагаемым условиям эксплуатации. Не стоит бояться вариаторной КПП: как и любая система автомобиля, она требует к себе внимания. Для беспроблемной работы агрегата достаточно соблюдать рекомендации по эксплуатации.